Автор: Попова Ольга Юрьевна
воспитатель МБДОУ д/с № 5,
Вид: интегрированное занятие
Возрастная группа: старшая.
Фома проведения – путешествие на фабрику музыкальных инструментов, концерт.
Цель занятия: познакомить детей с трудом мастеров музыкальных инструментов.
Задачи:
— закрепить знания о музыкальных инструментах: виолончель, пианино, флейта, скрипка;
— развивать интерес к музыкальной и познавательной деятельности;
— развивать моторику рук воспитанников посредством игры на детских музыкальных инструментах;
— поощрять речевое общение детей;
— расширить и активизировать словарный запас воспитанников лексическими единицами и речевыми оборотами: виолончель, пианино, флейта, скрипка; скрипач, флейтист, пианист, Антонио Страдивари – великий скрипичный мастер;
— на основе эмоционального восприятия классической музыки воспитывать интерес, любовь к музыке, потребность в общении с искусством.
Современные образовательные технологии:
— педагогика сотрудничества;
— игровая технология (сюрпризный момент, дидактические игры);
— информационно – коммуникационная технология.
Методы обучения:
— элементарный интонационный анализ музыкальных произведений;
— словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);
— наглядно-слуховой метод;
— метод коллективной творческой деятельности детей.
Предварительная работа:
Чтение «Великие скрипичные мастера. Антонио Страдивари», рассматривание гравюр «Семейство Амати», «семейство Гварнери», «Антонио Страдивари».
Материал и оборудование: музыкальные инструменты (скрипки, виолончель, флейта, фортепиано), детали скрипки и виолончели (струнодержатель, струны, колки, подставка), фартуки и нарукавники на каждого ребёнка, таблички с изображением эмоций (смайлики), мультимедийный экран, компьютер.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами, пойдём на концерт. (Дети отправляются в музыкальный зал).
В фойе на стенах плакаты с изображением известных артистов, афиши, касса.
Воспитатель:
Прежде чем попасть на концерт необходимо приобрести билеты в кассе.
Перед музыкальным залом в кассе дети приобретают билеты с № места и ряда. Дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель:
Ребята, у артиста за кулисами пропала скрипка. И концерт не может начаться, пока не найдётся инструмент. Давайте поможем артисту, где мы можем найти новый инструмент? Дети:
Инструменты можно купить в магазине.
Воспитатель:
Правильно, мы можем купить скрипку в магазине музыкальных инструментов (отправляемся в магазин). Но, какая жалость магазин закрыт.
Воспитатель:
Я предлагаю вам отправиться на фабрику музыкальных инструментов.
Часть музыкального зала стилизована под фабрику музыкальных инструментов (в зале представлены детали струнных музыкальных инструментов — струнодержатель, струны, колки, подставка, скрипки, виолончель, флейты), специализированная рабочая одежда фартуки и нарукавники на каждого ребёнка). Дети с воспитателем отправляются на фабрику в цех, где изготавливаются струнные инструменты.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами находимся в отделе, где делают струнные инструменты. Обратите внимание на эти 2 музыкальных инструмента, как они называются?
Дети:
Это скрипки.
Воспитатель:
Это скрипка и виолончель. Скажем все вместе – виолончель. (хоровая и индивидуальная отработка лексической единицы). Чем они похожи?
Дети:
Формой и цветом.
Воспитатель:
Да вы правы. И они похожи формой и цветом. А еще для игры на скрипке и на виолончели необходим смычок. Их так и называют смычковые струнные инструменты
(Дети рассматривают готовые инструменты скрипку, виолончель и их части).
А чем они отличаются?
Дети:
Размером. Скрипка — маленькая, виолончель – большая.
Скрипка меньше виолончели. Виолончель больше скрипки.
Воспитатель:
(Показ инструмента) Оба инструмента состоят из изогнутого корпуса, струн, струнодержателя и колков, на которые натягиваются струны.
Каких скрипичных мастеров вы знаете? На экране демонстрируются гравюры с изображением великих мастеров «Семейство Амати», «семейство Гварнери», «Антонио Страдивари».
1 Ребенок:
Антонио Страдивари родился и жил в Италии в городе Кремона. За свою жизнь приобрел славу великого мастера. Он изготовлял скрипки, гитары, виолончели, занимался украшением инструментов.
2 Ребенок:
Амати — семья итальянских мастеров смычковых инструментов из Кремоны. Считается создателем первых скрипок современного типа. Среди их учеников был и великий Стардивари.
3 Ребенок:
Гварнери — это одна из самых знаменитых семей итальянских скрипичных мастеров. Ее родоначальник Андреа Гварнери учился у Николо Амати. Вначале следовал стилю инструментов Амати, затем изменил модель. Звук их инструментов нежный, не очень сильный.
Воспитатель:
Изготовление инструментов — это очень сложный и трудоёмкий труд. Ребята, а кто все эти инструменты делает?
Дети:
Мастер струнных инструментов.
На экране демонстрируется презентация об изготовлении музыкальных инструментов.
Воспитатель:
Из какого дерева изготавливаются скрипки?
Дети:
Из клена.
А сейчас мы с вами станем мастерами музыкальных инструментов, мы будем натягивать струны на скрипку и виолончель. Для этого необходимо надеть спецодежду – нарукавники и фартуки. (Педагог с детьми натягивают струны на виолончель и скрипку).
Воспитатель:
Эту скрипку, мы отнесём нашему артисту. Дети возвращаются в концертный зал и передают скрипку артисту.
Сейчас настало время антракта. В антракте зрители могут сходить в буфет и перекусить.
И мы с вами сейчас посетим буфет (в группе 2 завтрак).
После антракта дети снова возвращаются в музыкальный зал.
Звучит стихотворение под музыкальное сопровождение.
1 ребенок:
Есть на земле одна страна,
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
2 ребенок:
Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить.
Он учит душу ввысь смотреть
И, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье,
Где все у музыки во власти.
Воспитатель:
Сегодня к нам в гости пришли юные музыканты. Они учатся в детской музыкальной школе. Сегодня мы с вами послушаем, как звучит фортепиано, скрипка, флейта и виолончель. У всех этих инструментов свой неподражаемый звук, а звучат они благодаря мастерам по изготовлению инструментов, которые вложили много труда и любви в эти инструменты.
(Музыканты исполняют небольшой отрывок из музыкальных произведений на инструментах, педагог рассказывает о каждом инструменте).
Скрипка – это самый распространенный струнный смычковый инструмент. Музыкант кладёт скрипку на плечо, придерживая её подбородком. Правой рукой он водит смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимает струны к грифу. Музыкант играющий на скрипке называется скрипач (хоровая и индивидуальная отработка лексической единицы).
Флейта – деревянный духовой инструмент. Духовые инструменты звучат, когда в них дуют. Играя на флейте музыкант изменяет звуки открывая и закрывая отверстия на корпусе инструмента. Слушателей завораживает, прежде всего, удивительно чистый звук и безупречная техника работы пальцев и языка. Музыкант, играющий на флейте называются флейтист (хоровая и индивидуальная отработка лексической единицы).
Виолончель струнный инструмент, «старшая сестра» скрипки. Музыкант играет на нём сидя, держит её между коленей, опираясь на специальную ножку — шпиль. В струнных инструментах звуки издают натянутые струны, когда музыкант защипывает их или водит по ним смычком. Очень красивый по тембру и звучанию и инструмент.
Фортепиано – клавишный инструмент – самое важное изобретение в музыке. Современная система нотной записи возникла в первую очередь благодаря им. В клавишных инструментах клавиши приводят в действие молоточки, бьющие по струнам. Играет на пианино пианист.
Воспитатель:
Ребята, вам, понравился этот маленький концерт?
Дети:
Очень понравился.
Воспитатель:
Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, чей голос».
Звучит аудиозапись. Задача детей угадать, какой инструмент звучит.
Воспитатель:
Наши гости предлагают нам еще одну интересную игру «Веселый смайлик».
Музыканты поочередно исполняют отрывки из музыкальных произведений. У детей в руках таблички с изображением эмоций (смайлики). Задача определить, какой характер имеет звучащая музыка и показать соответствующую табличку.
Воспитатель:
Ребята, а мы с вами тоже уже умеем играть на наших музыкальных инструментах. Давайте сыграем для наших гостей!
Дети играют на ДМИ вместе с музыкальным руководителем (Светит месяц, светит ясный).
Воспитатель:
Спасибо нашим юным музыкантам! Наш необычный концерт окончен!