Сценарий занятия Тема: «Необычный концерт»


Оставьте комментарий Четверг , 1 мая 2014

Автор: Попова Ольга Юрьевна
воспитатель МБДОУ д/с № 5,

Вид: интегрированное занятие

Возрастная группа: старшая.

Фома проведения – путешествие на фабрику музыкальных инструментов, концерт.

 

Цель занятия: познакомить детей с трудом мастеров музыкальных инструментов.

Задачи:

—            закрепить знания о музыкальных инструментах: виолончель, пианино, флейта, скрипка;

—            развивать интерес к музыкальной и познавательной деятельности;

—            развивать моторику рук воспитанников посредством игры на детских музыкальных инструментах;

—            поощрять речевое общение детей;

—            расширить и активизировать словарный запас воспитанников лексическими единицами и речевыми оборотами: виолончель, пианино, флейта, скрипка; скрипач, флейтист, пианист, Антонио Страдивари – великий скрипичный мастер;

—            на основе эмоционального восприятия классической музыки воспитывать интерес, любовь к музыке, потребность в общении с искусством.

 

Современные образовательные технологии:

— педагогика сотрудничества;

— игровая технология (сюрпризный момент, дидактические игры);

— информационно – коммуникационная технология.

 

Методы обучения:

— элементарный интонационный анализ музыкальных произведений;

— словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);

— наглядно-слуховой метод;

— метод коллективной творческой деятельности детей.

 

Предварительная работа:

Чтение «Великие скрипичные мастера. Антонио Страдивари», рассматривание гравюр «Семейство Амати», «семейство Гварнери», «Антонио Страдивари».

 

Материал и оборудование: музыкальные инструменты (скрипки, виолончель, флейта, фортепиано), детали скрипки и виолончели (струнодержатель, струны, колки, подставка), фартуки и нарукавники на каждого ребёнка, таблички с изображением эмоций (смайлики), мультимедийный экран, компьютер.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами, пойдём на концерт. (Дети отправляются в музыкальный зал).

В фойе на стенах плакаты с изображением известных артистов, афиши, касса.

Воспитатель:

Прежде чем попасть на концерт необходимо приобрести билеты в кассе.

Перед музыкальным залом в кассе дети приобретают билеты с № места и ряда. Дети рассаживаются на свои места.

Воспитатель:

Ребята, у артиста за кулисами пропала скрипка. И концерт не может начаться, пока не найдётся инструмент. Давайте поможем артисту, где мы можем найти новый инструмент? Дети:

Инструменты можно купить в магазине.

Воспитатель:

Правильно, мы можем купить скрипку в магазине музыкальных инструментов (отправляемся в магазин). Но, какая жалость магазин закрыт.

Воспитатель:

Я предлагаю вам отправиться на фабрику музыкальных инструментов.

Часть музыкального зала стилизована под фабрику музыкальных инструментов (в зале представлены детали струнных музыкальных инструментов — струнодержатель, струны, колки, подставка, скрипки, виолончель, флейты), специализированная рабочая одежда фартуки и нарукавники на каждого ребёнка). Дети с воспитателем отправляются на фабрику в цех, где изготавливаются струнные инструменты.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами находимся в отделе, где делают струнные инструменты. Обратите внимание на эти 2 музыкальных инструмента, как они называются?

Дети:

Это скрипки.

Воспитатель:

Это скрипка и виолончель. Скажем все вместе – виолончель. (хоровая и индивидуальная отработка лексической единицы). Чем они похожи?

Дети:

Формой и цветом.

Воспитатель:

Да вы правы. И они похожи формой и цветом. А еще для игры на скрипке и на виолончели необходим смычок. Их так и называют смычковые струнные инструменты

(Дети рассматривают готовые инструменты скрипку, виолончель и их части).

А чем они отличаются?

Дети:

Размером. Скрипка — маленькая, виолончель – большая.

Скрипка меньше виолончели. Виолончель больше скрипки.

Воспитатель:

(Показ инструмента) Оба инструмента состоят из изогнутого корпуса, струн, струнодержателя и колков, на которые натягиваются струны.

 

Каких скрипичных мастеров вы знаете? На экране демонстрируются гравюры с изображением великих мастеров «Семейство Амати», «семейство Гварнери», «Антонио Страдивари».

1 Ребенок:

Антонио Страдивари родился и жил в Италии в городе Кремона. За свою жизнь приобрел славу великого мастера. Он изготовлял скрипки, гитары, виолончели, занимался украшением инструментов.

2 Ребенок:

Амати — семья итальянских мастеров смычковых инструментов из Кремоны. Считается создателем первых скрипок современного типа. Среди их учеников был и великий Стардивари.

3 Ребенок:

Гварнери — это одна из самых знаменитых семей итальянских скрипичных мастеров. Ее родоначальник Андреа Гварнери учился у Николо Амати. Вначале следовал стилю инструментов Амати, затем изменил модель. Звук их инструментов нежный, не очень сильный.

Воспитатель:

Изготовление инструментов — это очень сложный и трудоёмкий труд. Ребята, а кто все эти инструменты делает?

Дети:

Мастер струнных инструментов.

На экране демонстрируется презентация об изготовлении музыкальных инструментов.

Воспитатель:

Из какого дерева изготавливаются скрипки?

Дети:

Из клена.

А сейчас мы с вами станем мастерами музыкальных инструментов, мы будем натягивать струны на скрипку и виолончель. Для этого необходимо надеть спецодежду – нарукавники и фартуки. (Педагог с детьми натягивают струны на виолончель и скрипку).

Воспитатель:

Эту скрипку, мы отнесём нашему артисту. Дети возвращаются в концертный зал и передают скрипку артисту.

 

Сейчас настало время антракта. В антракте зрители могут сходить в буфет и перекусить.

И мы с вами сейчас посетим буфет (в группе 2 завтрак).

 

После антракта дети снова возвращаются в музыкальный зал.

Звучит стихотворение под музыкальное сопровождение.

 

1 ребенок:

Есть на земле одна страна,

Зовется музыкой она.

Созвучья в ней живут и звуки,

Но чьи их открывают руки?

 

Кто заставляет мир звучать,

Когда он устает молчать?

Когда он будто бы струна,

Которая звенеть должна?

 

2 ребенок:

Конечно, это музыкант,

Его порыв, его талант,

Его желание творить

И людям красоту дарить.

 

Он учит душу ввысь смотреть

И, не боясь преград, лететь

В страну, где звуки дарят счастье,

Где все у музыки во власти.

 

Воспитатель:

Сегодня к нам в гости пришли юные музыканты. Они учатся в детской музыкальной школе. Сегодня мы с вами послушаем, как звучит фортепиано, скрипка, флейта и виолончель. У всех этих инструментов свой неподражаемый звук, а звучат они благодаря мастерам по изготовлению инструментов, которые вложили много труда и любви в эти инструменты.

(Музыканты исполняют небольшой отрывок из музыкальных произведений на инструментах, педагог рассказывает о каждом инструменте).

 

Скрипка – это самый распространенный струнный смычковый инструмент. Музыкант кладёт скрипку на плечо, придерживая её подбородком. Правой рукой он водит смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимает струны к грифу. Музыкант играющий на скрипке называется скрипач (хоровая и индивидуальная отработка лексической единицы).

 

Флейта – деревянный духовой инструмент. Духовые инструменты звучат, когда в них дуют. Играя на флейте музыкант изменяет звуки открывая и закрывая отверстия на корпусе инструмента. Слушателей завораживает, прежде всего, удивительно чистый звук и безупречная техника работы пальцев и языка. Музыкант, играющий на флейте называются флейтист (хоровая и индивидуальная отработка лексической единицы).

 

Виолончель струнный инструмент, «старшая сестра» скрипки. Музыкант играет на нём сидя, держит её между коленей, опираясь на специальную ножку — шпиль. В струнных инструментах звуки издают натянутые струны, когда музыкант защипывает их или водит по ним смычком. Очень красивый по тембру и звучанию и инструмент.

 

Фортепиано – клавишный инструмент – самое важное изобретение в музыке. Современная система нотной записи возникла в первую очередь благодаря им. В клавишных инструментах клавиши приводят в действие молоточки, бьющие по струнам. Играет на пианино пианист.

Воспитатель:

Ребята, вам, понравился этот маленький концерт?

Дети:

Очень понравился.

Воспитатель:

Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, чей голос».

Звучит аудиозапись. Задача детей угадать, какой инструмент звучит.

Воспитатель:

Наши гости предлагают нам еще одну интересную игру «Веселый смайлик».

Музыканты поочередно исполняют отрывки из музыкальных произведений. У детей в руках таблички с изображением эмоций (смайлики). Задача определить, какой характер имеет звучащая музыка и показать соответствующую табличку.

Воспитатель:

Ребята, а мы с вами тоже уже умеем играть на наших музыкальных инструментах. Давайте сыграем для наших гостей!

Дети играют на ДМИ вместе с музыкальным руководителем (Светит месяц, светит ясный).

Воспитатель:

Спасибо нашим юным музыкантам! Наш необычный концерт окончен!