Конспект фронтального занятия для детей подготовительной логопедической группы с ФФНР по теме: “Звук [а] и буква А”«Фруктовый сад»


Оставьте комментарий Понедельник , 20 октября 2014

Цели:

1. Уточнить артикуляцию звука [а], учить детей четко интонировать звук, выделять его из состава слова.

2. Познакомить детей с графическим обозначением звука [а], учить соотносить звук и букву.

2. Развивать слуховое внимание, память, формировать навыки звукового анализа.

3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику,
обогащать вкусовые ощущения.

4. Упражнять в образовании формы множественного числа существительных с окончанием -а.

5. Обучать составлению сложного предложения с союзом а по схеме, чтению схемы предложения.

6. Уточнить и расширить словарь по теме «Фрукты».

 

Оборудование: звуковые сигнальные карточки, настенное пособие «Звукоград», схема анализа артикуляции звука, предметные картинки с изображением арбуза, ананаса, айвы, абрикоса, апельсина в корзинке, костюмы фруктов для детей, индивидуальные схемы, наборы для звукового анализа, коробочки с палочками, кусочки фруктов на тарелке, тетради, карандаши, проектор, компьютер, сюжетные картинки для составления предложений.

Предварительная работа: разучивание слов с детьми, играющими роль фруктов, чтение «Алой сказки» (из кн. Гордеевой С.Е. «Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения»)

 

Ход занятия:

1.    Организационный игровой момент.

Учитель — логопед одет в костюм садовника, дети в костюмы фруктов. Детские стульчики — в виде деревьев, кустарников.

        Здесь у нас фруктовый сад,

        Рада видеть всех ребят!

        Апельсин, банан, арбуз,

        У всех плодов отменный вкус!

        Сколько разных фруктов собралось в нашем саду! Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд! Соберем фруктовый сад! (Каждому ребенку нужно занять свое место, выполнив задание). Ребята, посмотрите на экран, помогите мне исправить ошибку!

Игра «Найди ошибку
в словосочетаниях»: синий апельсин, оранжевый лимон, квадратное яблоко, желтый арбуз, треугольный банан, фиолетовый гранат, сладкий лимон, красный киви, горькая слива, малиновый ананас.

2.    Введение в тему.

Учитель-логопед: Посмотрите, какие плоды лежат в нашей корзине.

Дети: арбуз, ананас, абрикос, апельсин, айва.

Учитель-логопед: Какой первый звук в этих словах? Сегодня мы продолжим наше знакомство со звуком [а] и познакомимся с буквой А.

3.    Повторение характеристики звука [а].

Учитель-логопед: Фрукты приготовили для вас интересные задания.
А
как вы думаете, какой самый любимый фрукт у звука [а]?

Выходит ребенок в шапочке с изображением ананаса.

Ребенок: Ананас — самый любимый фрукт у звука [а], потому, что в этом слове он звучит три раза: ааа-нааа-нааас.

Я — спелый, сочный ананас.

О звуке [а] спрошу у вас:

Что вы знаете о нем?

(Дети дают характеристику звука и показывают его домик на настенном пособии «Звукоград»).

4.    Выделение звука [а] из состава слова.

Выходит ребенок в шапочке с изображением арбуза.

Ребенок:         Я — сладкий, сахарный арбуз.

Прошу вас узнать фрукты на вкус.

(Проводится игра «Угадай на вкус»: дети сидят с закрытыми глазами, логопед раздает кусочки фруктов, дети угадывают).

Выходит ребенок в шапочке с изображением абрикоса.

Ребенок:         А я — абрикос.

Задаю вам вопрос:

Где же место звука [а]

В словах арбуз? банан? хурма?

Дети обозначают место звука [а] на схеме слова фишками.

5.    Упражнение в образовании существительных множественного числа.

Выходит ребенок в шапочке с изображением апельсина.

Ребенок:         А я — апельсин, круглая голова,

Послушаю, как вы измените слова,

Произнесете в них звук [а].

Ребенок – апельсин проводит игру с группой детей.

Игра с мячом «Один много». Учитель —
логопед обращает внимание детей на окончания слов. (дом – дома, окно – окна, слово – слова, глаз – глаза, бревно – бревна)

  1. Физминутка.

    Мы делили апельсин, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

    Много нас, а он один. (останавливаются и поворачиваются лицом в круг)

    Эта долька — для ежа, (массируют и загибают мизинцы)

    Эта долька — для чижа, (массируют и загибают безымянные пальцы)

    Эта долька — для утят, (массируют и загибают средние пальцы)

    Эта долька — для котят, (массируют и загибают указательные пальцы)

    Эта долька — для бобра, (массируют и загибают большие пальцы)

    А для волка — кожура. (встряхивают ладони)

    Он сердит на нас – беда! (приседают)

    Разбегайтесь, кто куда! (разбегаются в разные стороны, а ребенок, заранее выбранный волком, ловит одного из детей)

  2. Знакомство с буквами А, а.

    Выходит ребенок в шапочке с изображением айвы.

    Ребенок:     Я — полезная айва,

    Принесла вам буквы «А, а».

    Вы их, ребята, рассмотрите

    И из палочек сложите.

    Анализ букв.

    Учитель-логопед: Вот большая буква А, а вот маленькая буква а. Они похожи? Сколько элементов у большой буквы А? Какие элементы?

    Учитель-логопед: Две палочки наискосок, а между ними поясок.

    — Возьмите из коробочек по пять палочек и выложите большую букву А.

    — На что похожа буква А?

    Дети: На ракету, крышу дома, арку, акробата…

    Учитель-логопед: ребята, я предлагаю вам нарисовать большую букву А ладонью в воздухе.

    Пальчиковая гимнастика:

    Учитель-логопед: Давайте попробуем сконструировать большую букву А из пальчиков: для этого указательный и средний пальцы правой руки опустите вниз, остальные — сожмите в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

    Учитель-логопед: откроем наши тетради и напечатаем буквы А.

  3. Работа над предложением.

    Выходят двое детей в шапочках с изображением сливы.

    А мы – сливы,

    Сочные, красивые.

    Научим вас, друзья,

    Составлять сложные предложения.

    Два ребенка (сливы) производят заранее оговоренные действия. Учитель — логопед просит остальных детей составить об этих действиях отдельные предложения

    Дети: Маша танцует. Дима хлопает.

    На доске представлены схемы обоих предложений.

    Учитель – логопед: если мы хотим сказать о Маше и Диме вместе, в одном предложении,
    для этого надо соединить два маленьких предложения словом а.

    Логопед ставит в промежуток между схемами предложений маленький красный прямоугольник, на котором написана буква а, и объясняет, что это целое маленькое слово.

    Сначала логопед сам произносит получившееся сложное предложение, а затем просит проговорить предложение нескольких детей группы.

    Учитель – логопед: ребята, художник побывав в нашем фруктовом саду нарисовал вот эти картины. Я предлагаю вам составить рассказ, используя сложные предложения с союзом а.

    9.    Итог занятия.

    Учитель – логопед: С какой буквой вы сегодня познакомились?

    Дети в шапочках фруктов выходят и хором читают стихотворение:

    Всем известно, буква А

    Буква очень славная.

    Да к тому же буква А

    В алфавите главная.

    Э. Успенский