Гудзиева О.А.,
педагог-психолог МБДОУ д/с № 5
Современный мир таит в себе много угроз для маленького человека. Безопасный мир детства это основополагающая комфортного взросления. Многие опасности угрожают не только жизни ребенка, но и его психологическому здоровью. Наверняка вы много раз слышали, что все взрослые проблемы родом из детства, поэтому одним из важных направлений в работе является обеспечение психологической безопасности личности дошкольника.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
(слайд 2)
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
(слайд 3)
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
ОБЩИМИ же источниками угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий.
(слайд 4)
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
Как мы можем убедиться источников угроз психологической безопасности личности дошкольника очень много и последствия от них очень болезненные, поэтому психолого-педагогическая работа ведется не только с воспитанниками, но и их родителями, а также с педагогами.
Эмоциональное состояние педагогов напрямую связано с психологической безопасностью детей. (слайд 5) С педагогами проводятся занятия, (слайд 6) направленные на просвещение, обучение и снятие психологической разгрузки педагогического состава.
(слайд 7)
Ведется работа с родителями, даются рекомендации и советы, ответы на актуальные вопросы, связанные с психологической безопасностью личности ребенка при личных встречах, а также на сайте детского сада. Проводятся заседания детско-родительского клуба.
(слайд 8)
Но основная работа – работа с детьми. Применяются способы сказкотерапии, библиотерапии, арттерапии, (слайд 9) работа с метафорическими картами, упражнения на снятие эмоциональной разгрузки. Проводятся беседы с использованием наглядного материала, для разбора конкретных проблемных ситуаций (например, что делать, если ты потерялся (слайд 10), как вести себя с незнакомцами (слайд 11, 12, 13) ). После теоретической части, полученные знания закрепляются в проигрывание с детьми ситуаций и выполнению упражнений. Сейчас я хочу вас познакомить с парой таких упражнений.
Сказка ложь, да в ней намек
Задача: обучение распознаванию типичных признаков манипулирования.
Предлагаю вам вспомнить сказки, в которых встречаются попытки манипулирования, когда кто-то из героев делает того, что нельзя или на героя кто-то плохо влияет и подвергает опасности.
“Снежная королева”, “Колобок”, “Красная Шапочка”, “Волшебное кольцо”, “Летучий корабль”, “Карлсон”, “Жихарка”, «Лиса и заяц». После того как скажут свои варианты сказок (Слайд 14)
(слайд 15)
Красная Шапочка и Серый Волк
Задача: развитие умений использования конкретных приемов психологической защиты от манипулирования.
Все мы помним сказку про красную шапочку, а давайте мы с вами вспомним, что же опасного было в ней для маленькой девочки, кто подвергал её опасности и как можно было этих опасностей не допускать. – найти как можно больше ситуаций, содержащих попытки манипулирования;
Когда Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой, ей нужно было сразу же убегать от него (прием – уход от общения) или звать на помощь охотников (прием – использование помощи других людей).
мама отправляет девочку в лес, Волк завязывает беседу с Красной Шапочкой, просит Бабушку впустить его в дом и т.д.
Вот такая огромная работа проводится для обеспечения психологической безопасности детей и сохранения их физического и психологического здоровья. Только мы с вами можем обеспечить безопасный мир детства, все в наших руках. (Слайд 16)