Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника

Гудзиева О.А.,

педагог-психолог МБДОУ д/с № 5

 

Современный мир таит в себе много угроз для маленького человека. Безопасный мир детства это основополагающая комфортного взросления. Многие опасности угрожают не только жизни ребенка, но и его психологическому здоровью. Наверняка вы много раз слышали, что все взрослые проблемы родом из детства, поэтому одним из важных направлений в работе является обеспечение психологической безопасности личности дошкольника.

Основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности можно условно разделить на две группы: вне­шние и внутренние.

(слайд 2)

К ВНЕШНИМ  ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

  1. Манипулирование детьми. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельно­сти, так и в принятии решений.
  2. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстни­ков, а педагоги долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления.
  3. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движе­нии; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдо заботой о безопасности ребенка.
  4. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизне­деятельности детей, однообразие будней.
  5. 5. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
  6. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоци­альная семейная микросреда и т. д.

(слайд 3)

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологичес­кой безопасности ребенка могут быть:

  1. Сформировавшиеся в результате неправильного вос­питания в семье привычки негативного поведения.
  2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности. Это способствует формированию комплекса непол­ноценности и зарождению такого, например, отрицательно­го чувства, как зависть.
  3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, напри­мер сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязли­вость или привычка постоянно быть в центре внимания.
  5. Патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т. п.

ОБЩИМИ же источниками угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отража­ет окружающий мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий.

(слайд 4)

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости, плаксивости или, на­оборот, повышенной агрессивности;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  • в проявлении упрямства;
  • в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое наруше­ние аппетита);
  • в боязни контактов, стремлении к уединению, в от­казе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцель­но бродит по групповой, не находя себе занятия);
  • в игре с половыми органами;
  • в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  • в повышенной тревожности;
  • в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Как мы можем убедиться источников угроз психологической безопасности личности дошкольника очень много и последствия от них очень болезненные, поэтому психолого-педагогическая работа ведется не только с воспитанниками, но и их родителями, а также с педагогами.

Эмоциональное состояние педагогов напрямую связано с психологической безопасностью детей. (слайд 5) С педагогами проводятся занятия, (слайд 6) направленные на просвещение, обучение и снятие психологической разгрузки педагогического состава.

(слайд 7)

Ведется работа с родителями, даются рекомендации и советы, ответы на актуальные вопросы, связанные с психологической безопасностью личности ребенка при личных встречах, а также на сайте детского сада. Проводятся заседания детско-родительского клуба.

(слайд 8)

Но основная работа – работа с детьми. Применяются способы сказкотерапии, библиотерапии, арттерапии, (слайд 9) работа с метафорическими картами, упражнения на снятие эмоциональной разгрузки. Проводятся беседы с использованием наглядного материала,  для разбора конкретных проблемных ситуаций (например, что делать, если ты потерялся (слайд 10), как вести себя с незнакомцами (слайд 11, 12, 13) ). После теоретической части, полученные знания закрепляются в проигрывание с детьми ситуаций и выполнению упражнений.  Сейчас я хочу вас познакомить с парой таких упражнений.

 

Сказка ложь, да в ней намек

Задача: обучение распознаванию типичных признаков манипулирования.

Предлагаю вам вспомнить сказки, в которых встречаются попытки манипулирования, когда кто-то из героев делает того, что нельзя или на героя кто-то плохо влияет и подвергает опасности.

“Снежная королева”, “Колобок”, “Красная Шапочка”, “Волшебное кольцо”, “Летучий корабль”, “Карлсон”, “Жихарка”, «Лиса и заяц». После того как скажут свои варианты сказок (Слайд 14)

(слайд 15)

Красная Шапочка и Серый Волк

Задача: развитие умений использования конкретных приемов психологической защиты от манипулирования.

Все мы помним сказку про красную шапочку, а давайте мы с вами вспомним, что же опасного было в ней для маленькой девочки, кто подвергал её опасности и как можно было этих опасностей не допускать. – найти как можно больше ситуаций, содержащих попытки манипулирования;

Когда Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой, ей нужно было сразу же убегать от него (прием – уход от общения) или звать на помощь охотников (прием – использование помощи других людей).

мама отправляет девочку в лес, Волк завязывает беседу с Красной Шапочкой, просит Бабушку впустить его в дом и т.д.

 

Вот такая огромная работа проводится для обеспечения психологической безопасности детей и сохранения их физического и психологического здоровья. Только мы с вами можем обеспечить безопасный мир детства, все в наших руках. (Слайд 16)