Проект. Цель. Задачи. Основные направления работы. Результаты

Поддубняя И.Ю.,

старший воспитатель МБДОУ д/с № 5

 

В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Перед дошкольным учреждением и семьёй возникают следующие задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям. Безопасность является важным условием личностного роста, самоактуализации человека. Её отсутствие приводит к неправильному развитию личности, возникновению страхов, фобий, акцентуаций, сужению круга общения, духовному и культурному обнищанию.

Дети-дошкольники в силу своих социальных и психологических особенностей оказываются самой уязвимой категорией населения. У них часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий, эмоциональность, доверчивость. Острые социальные проблемы современности особенно выражено сказываются на детях.

Многочисленность и сложность опасных ситуаций определяет необходимость специально организованной работы с дошкольниками.

Решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

С 2015 года наш детский сад является муниципальной экспериментальной площадкой «Безопасный мир детства».

Своей целью наш педагогический коллектив ставит Создание системы комплексного и эффективного взаимодействия детского сада с социумом по формированию основ безопасности дошкольников и их родителей.

Обозначены задачи:

  1. Разработать новые формы взаимодействия с организациями, обеспечивающими защиту и безопасность населения: ГИБДД, подразделением МЧС, полицией (видео-обращения, онлайн-конференции, создание обучающих видеофильмов, мультфильмов, презентаций).
  2. Создать дополнительную программу дошкольного образования по формированию основ безопасности у дошкольников.
  3. Обеспечить информационную осведомлённость педагогов и родителей в вопросах безопасности ребёнка посредством видео-обращений, онлайн-конференций, обучающих видеофильмов, презентаций.
  4. Создать новые формы взаимодействия детского сада с детскими и молодежными творческими коллективами города по вопросам безопасности (создание и показ дошкольникам спектаклей, видеофильмов, мультфильмов, презентаций, выступление школьных бригад ЮИД).
  5. Разработать программу для дошкольников по формированию основ безопасности с участием заинтересованных ведомств, включая вновь созданные формы работы.
  6. Создать в дошкольной организации необходимую развивающую предметно-пространственную среду для формирования основ безопасности дошкольников в быту, на природе, в социуме.

Работа по проекту ведется в трех направлениях:

— работа с воспитанниками;

— работа с сотрудниками детского сада;

— работа с родителями.

В рамках реализации инновационного проекта «Безопасный мир детства» организуются встречи с представителями различных ведомств безопасности, например, встреча педагогического коллектива с психологом ФГКУ «13 отряд ФПС по Краснодарскому краю» Джалилем Крымовым.

Крымов Д.М. рассказал педагогам об основных психофизиологических реакциях человека на чрезвычайную ситуацию. Объяснил основные виды психогенных расстройств, наблюдаемых во время и после экстремальных ситуаций. На доступных примерах Джамиль Муккадассович дал общую характеристику эмоций, раскрыл их основные функции.

Педагоги узнали о некоторых приемах допсихологической неотложной помощи.

Встреча педагогического коллектива со специалистом 13 ОФПС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Гореной Мариной Ивановной.

Марина Ивановна напомнила о мерах пожарной безопасности, рассказала, как правильно работать с огнетушителем, как вести себя при пожаре, как правильно эвакуировать воспитанников; привела примеры из собственной практики. Дала практические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности.

Гореная М.И. является автором стихотворений о правилах безопасного поведения для детей, которые воспитатели детского сада будут использовать в своей работе.

 

С целью профилактики эмоционального стресса в чрезвычайных ситуациях педагогом-психологом МБДОУ д/с № 5 Гудзиевой О.А. среди педагогов детского сада был проведены тренинги, целью которых было знакомство педагогов с понятием эмоционального стресса, формирование навыков саморегуляции, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального стресса в ЧС. Педагоги научились экспресс приёмам снятия эмоционального напряжения.

Второе направление-работа с родителями.

Цель данного направления — пробудить желание помочь воспитателям реализовать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Мы стараемся направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группах. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительских собраниях, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», в буклетах, отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации, новостного раздела на сайте ДОО.

Третье направление-работа с детьми.

Цель работы — воспитание культуры безопасного поведения у детей, нравственных качеств, познавательных потребностей, стремления выполнять правила, желания помочь другим в трудную минуту.

Реализацию проекта начали с проведения диагностики уровня сформированности навыков безопасности у дошкольников. В результате получили оперативную информацию о реальном состоянии уровня сформированности навыков безопасности у дошкольников для коррекции педагогического процесса.

В работе с детьми педагоги отдают приоритет индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми. Беседы с детьми по вопросу противопожарной безопасности, профилактики дорожно-транспортных происшествий, безопасности в быту и на природе, при контакте с незнакомыми людьми, адаптируются к возрастным особенностям воспитанников, и сопровождаются демонстрацией красочно оформленных картинок с изображениями любых персонажей детских произведений, интересными рассказами, чтением произведений писателей, поэтов, показом видеороликов и презентаций.

Регулярными стали встречи воспитанников детского сада с с инспекторами по пропаганде БДД Тимашевского ОГИБДД ОМВД Сугаковой Тамрико Аршаковной, Василенко Надеждой Николаевной.

Сотрудники ГИБДД рассказывают детям о правилах дорожного движения, об особенностях дорожно-патрульной службы. Ребята смогли рассмотреть форму сотрудников, подержать в руках настоящий патрульный жезл и, даже, посидеть в автомобиле ДПС! В завершение встречи от сотрудников ДПС ребята получают в дар какие-либо подарки, например, настольную игру «Дорожная азбука», светоотражающие браслеты, наклейки на одежду или рюкзак, яркие памятки — картинки.

 

Членами рабочей группы по реализации проекта был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта. В группах оформлены тематиче¬ские уголки, на территории детского сада оборудован Автогородок «Главная дорога» для изучения ПДД, включающий в себя сеть автодорог, железнодорожный переезд, автовокзал, остановку общественного транспорта, знаки дорожного движения. Представлен наглядный и демонстрационный материал, изготовлены атрибуты и пособия для проведения занятий, схемы, дидактические игры, костюмы и атрибуты, оформлены стенды.

Формируется база обучающего видеоматериала (видеофильмы, мультфильмы, презентации при участии сотрудников ГИБДД, подразделения МЧС, полиции).